“Art residency, Montenegro.”

Projects18.05.2021

«Я обожаю наблюдать за людьми. Есть в этом некая доля вуайеризма. Самые живые и острые образы в моих произведениях приходят из жизни наблюдений, после трансформируются сквозь воображение.»

art residency, Montenegro.

Нина Мурашкина, в качестве художника-резидента в резиденции Марата Гельмана в Черногории, начала свой проект, лёжа в шезлонге на местном пляже, где она наблюдает за людьми и фиксирует их в рисунках. Все персонажи – это анонимные модели, незнакомцы, но обладающие яркой индивидуальностью, отфильтрованной через объектив художника, и имеют сходство с человеком, который их вдохновил. В то же время этот отрывок из реальности в сочетании с воображением художника создает композицию, которая позже, на этой выставке, трансформируется в произведение искусства. Пляж – это всего лишь поверхность, видимая часть: например, что происходит ночью, в уединении квартир и отелей? И какие страсти бушуют внутри вас? Мы можем созерцать совершенно разные сцены. Именно в этой второй реальности, неочевидной, но столь же реальной, проявляется чувствительность художника. Проявляется красота, на черногорском языке «лепота». В работах художницы важную роль играют сексуальность и желание. Творческие и эротические импульсы глубоко связаны, как пишет современный философ Бьюнг-Чул-Хан (родился в 1959 г.) – немецкий философ южнокорейского происхождения, теоретик культуры и профессор Берлинского университета искусств) в своей работе «Агония Эроса» (Берлин, 2012): «без Эроса нет творения». Одна из созданных во время резиденции работ «Safe me!». Мы видим сцену с пляжа: спасатель на своем наблюдательном посту, трансформируется в вертикальный лингам (в древнеиндийской мифологии и некоторых течениях индуизма символ божественной производящей силы), или фаллическую форму, а лежащая горизонтальная женщина подобна темной золотой шахте. Эти два образа представляют таинственное соединение, земное, но запретное притяжение, заблокированное лестницей. Мурашкина раскрывает образ женщины богини. Героиня ее произведений, представленная в виде божества, как это было видно на предыдущих выставках, таких как «Dea» («Богиня», Киев 2018) и «Dea» (Barcelona 2019), пассивна и чувственна, но в то же время сильна и неподвижна. В таких произведениях, как «Eat me!» или «Dream of me!», женщина изображается как объект, маяк соблазнения, но кто сможет их сдвинуть? Они стабильны и монументальны по сравнению с мужчинами, которые появляются в самом маленьком масштабе, согласно их рангу. Надувной пластиковый круг с фламинго превращается в золотую лодку, напоминающую оперу «Lohengrin», Richard Wagner. Наивная женщина, окруженная любовником в виде черной змеи, олицетворяющей обиду на неверность, прячется за большими темными очками: смеются ее глаза или плачут? Xavier Escala. Скульптор.